"Али-Тайсон-Джонс". Откуда появилась истерия на трёх боксёров?

"Али-Тайсон-Джонс". Откуда появилась истерия на трёх боксёров?


"Али-Тайсон-Джонс". В этой статье рассмотрим вопрос повальной истерии русскоязычных любителей единоборств, которая проявляется в фанатизме к трём боксёрам: Рой Джонс, Мохаммед Али и Майк Тайсон. Причины популярности трёх чемпионов и история возникновения их культа в среде российских болельщиков.

Мохаммед Али, Майк Тайсон и Рой Джонс. Даже люди далёкие от единоборств слышали имена "трёх китов" профессионального бокса. Начинающие любители кулачного боя считают Али, Тайсона и Джонса лучшими боксёрами в истории. Их изображения пестрят на просторах русскоязычного рунета. Красивые фото трёх героев украшают "аватарки" юных болельщиков. Ни один уважающий себя "пацанский паблик" о боксе не обходится без публикации фраз Мохаммеда, Майка или Роя, которые они, как правило, не произносили. Их возвеличивают и обожествляют. Три экс-чемпиона мира превратились в культ для поклонения. Однако подобный фанатизм присущ исключительно русскоязычным болельщикам. В Америке, как в более развитом государстве, даже начинающие любители бокса умело отделяют "зёрна от плевел". Откуда же появилась истерия "Али-Тайсон-Джонс" на территориях стран бывшего СНГ? И действительно ли эти бойцы являются лучшими в истории бокса. Для ответа на эти вопросы необходимо вернуться в начало 90-х годов 20 века.

тайсон и али.jpg

Профессиональный бокс был запрещён на территории СССР. Успешные русскоязычные боксёры-любители не могли реализовать свой потенциал в деспотичном государстве. Спортсмены, в отличии от простых жителей СССР, имели возможность выезда за границу ради участия в международных соревнованиях. Они видели блага цивилизованного мира, скрытого от большинства жителей СССР "железным занавесом". Некоторые успешные боксёры бежали из социалистической помойки в развитые страны для реализации своего таланта (например, Станислав Степашкин, Владимир Енгибарян и Олег Коротаев). В СССР не существовало профессионального бокса. Был лишь информационный вакуум. Жители страны не знали о чемпионах мира среди профессионалов так как СМИ было подконтрольно властной верхушке. Через телевизор правительство СССР внедряло в головы народа различные догматы: "равенство", "братство", "честь", "родина", "единство", "патриотизм", "коммунизм" и прочая идеологическая чепуха выгодная властной верхушке. Зрители получали информацию из одного источника - телевизора. Они не умели работать с информацией. Этот паттерн актуален и в наши дни на территории России и стран бывшего СНГ. Люди оказались зомбированы догматами, которые были выгодны властной верхушке. Профессиональный бокс преподносился зрителям СССР как нечто грязное, как способ личного обогащение, презрение к которому формировало правительство у своего народа. При этом, властная верхушка хотела жить богато и, в итоге, сама же и развалила идеологию мифического коммунизма.

В то время когда прогрессивная часть человечества наблюдала за боями лучших профессиональных бойцов мира, анализировала события, развивала спорт как бизнес индустрию, СССР находилось в изоляции и деградации. Разумные люди покидали страну, а зомбированная часть населения продолжала строить свою мифологическую "красную проказу" в виде коммунизма. Изменения начали происходить лишь в конце 80-х годов 20 века.

Владимир Ильич Гендлин, Мастер спорта по боксу, журналист и менеджер, поступил на должность президента боксёрского клуба Red Stars, первого "глотка свободы" в сфере профессионального бокса на территории СССР. В то время для малой прогрессивной части общества было очевидно, что "мыльный идеологический пузырь" под названием СССР скоро лопнет. Запрет на профессиональный бокс продолжал своё действие, но появилась возможность легально готовить русскоязычных спортсменов для их выступлений на западе. Несколько лет спустя Владимир Ильич был назначен генеральным менеджером Союза боксёров России. Он начал заниматься организацией боёв для российских боксёров в Европе, а затем и в США. Параллельно с оффлайн направлением Гендлин не забывал и про телевидение. У Владимира Ильича зародилась идея создания специальной инновационной телепередачи о боксе - "Большой ринг". Телеканал НТВ ухватился за идею вещания мирового профессионального бокса. Благодаря опыту работы в Америке и образованию журналиста Гендлин знакомил российских зрителей с реалиями профессионального бокса. "Девственный" ум русскоязычного болельщика поглощал информацию о знаменитых американских боксёрах.  

гендлин.png

Мы плавно подошли к главному вопросу: в чём причина повальной истерии русскоязычных фанатов на личности Роя Джонса, Мохаммеда Али и Майка Тайсона? Ответ прост: "Глоток" информационной свободы в 90-е годы 20 века после распада СССР не дал положительных результатов. Российское телевидение по-прежнему напоминало по своей эффективности деревянные счёты в эпоху современных цифровых технологий. Сохранился дефицит источников получения информации. О профессиональном боксе вещал исключительно Владимир Ильич Гендлин не считая нескольких авантюристов, которые не были популярны в медийном плане. Гендлин внёс большой вклад в развитие профессионального бокса на территории стран бывшего СНГ. Он создал передачу "Большой ринг". Российский зритель получил возможность взглянуть за приоткрывшийся "железный занавес", за которым страна находилась долгие годы. Однако Владимир Ильич, как и любой человек, имел своих любимчиков. Его личные герои стали кумирами миллионов российских телезрителей. Русскоязычные любители бокса не умели работать с информацией: "что засунули в ухо - то и правда".

Кроме того, Гендлин не являлся самостоятельной фигурой. Для "захода" на европейский и американский рынок бокса он пользовался услугами Билла Кейтона, менеджера Майка Тайсона, который и помог российскому комментатору создать программу "Большой ринг". Вывод: Гендлин вынужден был восхвалять заслуги Тайсона так как он был зависим от его менеджера.

Являлся ли Майк лучшим боксёром мира? Нет. Он был "продуктом" Дона Кинга. Без помощи главной акулы промоутерского бизнеса Майк навсегда остался бы "клубным" бойцом. Кинг аккуратно вывел его на титульный бой против Тревора Бербика, самого слабого чемпиона мира в 80-е годы 20 века. Дон мастерски воспользовался дефицитом качественных тяжей в период с 1986 по 1989 год. За это время он сделал из Тайсона звезду и миллионера. К сожалению, Кинг не смог вложить в голову Железного немного серого вещества, с которым там был такой же дефицит как с информацией в СССР. Майк стал проблемой для самого себя. Он был не готов к славе и оказался за решёткой. Дон способствовал его выходу и вновь сделал из него чемпиона мира. Но и тут старания промоутера не увенчались успехом. Тайсон был неисправим. Такой боец никогда не смог бы долго "править балом" в королевском дивизионе, как это делали Джо Луис, Леннокс Льюис или Владимир Кличко. Он оказался не способен на тотальное доминирование даже в относительно слабый период боксёрской истории.

Вышеперечисленные факты были скрыты от ушей русскоязычного зрителя. Гендлин восхвалял Тайсона и сделал его культовой фигурой. Однако Майк стал идолом только для низко-интеллектуальной публики стран бывшего СНГ. Американские зрители умели работать с информацией. Майк воспринимался в США как цирковое представление, особенно в его после-тюремный период. У американской публики не было иллюзий относительно его боксёрского уровня.

Аналогичная история произошла с Роем Джонсом и Мохаммедом Али. И если Али действительно представлял из себя долгоиграющего чемпиона мира, в достаточно сильную эпоху, то Джонс оказался не способен конкурировать на высоком уровне на протяжении длительного времени. Его главный успех в карьере: победа над Джеймсом Тони в рамках второго среднего дивизиона разбилась о его выступления в полутяжёлом весе. Он, как и Тайсон, оказался в нужное время и в нужном месте. Джонс выступал в слабый период полутяжёлого дивизиона и уступил Антонио Тарверу, первому по-настоящему опасному сопернику. Однако Гендлин восхищался Роем. Культ Джонса, боксёра-танцора и кудесника ринга, на долгие годы "застрял" в головах русскоязычных фанатов. Зрители не хотят слышать разговоры о уровне битой оппозиции, слабых и сильных периодах, спортивной этике и долголетии. Они хотят смотреть "хайлайты" с участием Роя Джонса и Майка Тайсона, нарезки, где два известных бойца ловко нокаутируют своих визави. О уровне этих "визави" мало кто задумыватся. Зачем? Ведь Рой и Майк красиво исполняют. Кроме того, Владимир Ильич как-то сказал что они лучшие. Значит так тому и быть. Надеюсь, теперь читателям понята абсурдность мыслей большинства несведущих фанатов "Али-Тайсон-Джонс", а также наличие в "пацанских боксёрских пабликах" миллионов подписчиков.

тайсон джонс.png

В современном мире, с развитым интернета и сотнями источников информации, русскоязычные фанаты бокса по-прежнему несут в себе "бациллу СССР". 99% так и не научились работать с информацией. Они по-прежнему считают Роя Джонса, Мохаммеда Али и Майка Тайсона лучшими боксёрами мира. (читайте мою СТАТЬЮ "Топ-7 главных мифов о современном боксе. Заблуждения начинающего болельщика."). Просвещение 90-х годов не спасло современную Россию, которая продолжает своё планомерное путешествие в изоляцию от цивилизованного мира и умственную деградацию.

Деятельность Владимира Ильича Гендлина, при всём к нему уважении, внесла не только информационную, но и структурную проблему понимая бокса со стороны русскоязычных болельщиков. Комментатор преподносил действия Артуро Гатти как нечто фантастические, проявление какого-то "мужества", а его образ сделал подобием некого "воина" ринга. Бои Артуро с Микки Уордом стали классикой бокса для российского зрителя. Чтобы не растекаться мыслью по древу я дам отсылку к своей статье посвящённой трилогии "Микки Уорд - Артуро Гатти". Читайте ТУТ. Сделаю краткий вывод: глупо восхищаться тем как два бойца избили друг друга до полусмерти, на радость толпе, только потому что оба не обладали высоким уровнем бокса. Однако культ неких "воинов" ринга живёт по сей день.

уорд гатти.png

Заключительный пример: первый бой между Диего Корралесом и Хосе Луисом Кастильо. Владимир Ильич преподнёс действие Корралеса как что-то невероятное. В 10 раунде Чико, после избиения со стороны Кастильо, тянул время в чём ему активно помогал рефери. Диего "вытащили" из нокаута и он, воспользовавшись ситуацией, нокаутировал Хосе Луиса, который просто устал его бить.

корралес кастильо 1.png

"Подвиг" Диего преподносился как нечто невероятное. Мало кто вспоминает реванш двух бойцов, где Кастильо с лёгкостью нокаутировал Корралеса в 4 раунде.

кор кас 2.png

Подобный образец "мужества" извращает реальное понимание бокса. Бокс - это способ заработка для бойца. Спорт требует от него ответственности и умения беречь своё здоровье. Нет никакой чести быть избитым на радость толпе. Это не проявление "мужества", а лишь показатель невысокого уровня бокса. Трудно восхищаться электриком, который сделал свою работу только после того как его 3 раза ударило током.  

Примеров не понимания ситуации множество. Я привёл лишь самые яркие и очевидные. Не удивительно, что культ "Али-Тайсон-Джонс" жив в третьем десятилетии 21 века. Теперь вы знаете историю его зарождения. Телевизор влияет на мозг низко-развитого населения. Окажись на месте Владимира Ильича другой персонаж, то кумиры миллионов русскоязычных болельщиков были бы совсем другими. К примеру, будь автор этой статьи первопроходцем в сфере информационной подачи спортивного материала для зрителей России, то кумирами миллионов болельщиков были бы Рафаэль Маркес, Хоэль Касамайор и Флойд Паттерсон. Фанаты воротили бы нос и морщились от вида Тайсона, который кусает соперников за уши, или Джонса, "улетающего" в нокаут от очередного топового соперника.

Любителю бокса, который верил в культ "Али-Тайсон-Джонс", сложно принять вышесказанное так как мои слова ломают его картину миру. Не каждый способен признать свою ошибку и поменять мировоззрение даже в такой узконаправленной области как профессиональный бокс. Моя задача заключалась в другом: познакомить читателей с основами зарождения культов на примере "трёх китов" профессионального бокса в лице Роя Джонса, Мохаммеда Али и Майка Тайсона.