Кто такой промоутер в боксе? В чём отличие промоутера от менеджера?

Кто такой промоутер в боксе? В чём отличие промоутера от менеджера?


В этой статье рассмотрим вопросы: Кто такой промоутер в боксе? Чем промоутер отличается от менеджера? Каковы функции и обязанности боксёрского промоутера?

В современном профессиональном боксе работают десятки промоутерских компаний и сотни менеджеров. Для неискушённого зрителя сложно разобраться во всех хитросплетениях организационного процесса. Объяснение боксёрских терминов простыми словами является ключом к пониманию сложных компонентов профессионального бокса. В этой статье рассмотрим вопросы: Кто такой промоутер в боксе? Чем промоутер отличается от менеджера? Каковы функции и обязанности боксёрского промоутера?

Промоутер бокса (или промоутерская компания) - это юридическое лицо, которое занимается организацией боёв с участием профессиональных спортсменов. В обязанности промоутера входят: аренда места проведения боя, рекламная компания (привлечение публики), работа с инвесторами, расписание регламента поединков, организация комфортных условий для людей участвующих в процессе (зрители, судьи, команды спортсменов, ринг гёрлз, представители организаций, медицинские комиссии). Промоутер возлагает на себя все финансовые риски связанные с организацией мероприятия. Организатор боя, как и любой бизнесмен, стремится получить максимальное количество прибыли. В этом отношении его интересы не совпадают с интересами боксёра. Промоутер стремится заключить контракт с популярным бойцом так как медийная персона привлекает аудиторию и повышает просмотры на ТВ. Где зрители - там деньги. Старый постулат бизнеса актуален и в боксёрской сфере. Организатор боя стремится минимизировать расходы на мероприятие для получения максимальной прибыли. Промоутер заинтересован в сокращении гонорара, который он выплачивает боксёру. Он имеет право диктовать условия так как на его плечах лежит ответственность за детали организационного процесса, вплоть до оплаты денежных пошлин в основные боксёрские организации. Каждый промоутер обязан получить лицензию на свою деятельность и только после этого он может заниматься организацией вечеров бокса с разрешения (санкционирования) ведущих боксёрских версий.

Новатором в сфере промоутерского бизнеса является Текс Рикард. В первой половине 20 века он вывел бокс "из баров" и превратил кровавое действо в полноценную бизнес-индустрию.

рикард.png

В 50-е годы 20 века произошёл застой в сфере развития промоутерской сферы. Контроль над профессиональным боксом захватил IBC (Международный боксёрский клуб), курируемый мафиозными структурами во главе с Фрэнки Карбо. Новый виток развития промоутерского бизнеса произошёл в 70-е годы 20 века с приходом на боксёрский рынок Боба Арума и Дона Кинга.

боб и дон.png

Менеджер - это агент боксёра. Он обязан иметь юридическое образование, представлять интересы своего бойца и заниматься вопросами переговорного процесса. Менеджер - это посредник в переговорах боксёра и промоутера. Он стремится получить наиболее выгодный бой для своего подопечного так как иметь процент от его гонорара (как правило от 20 до 30%). Ярким примером успешного менеджера является Джеймс Принс. Он сотрудничал с Андре Уордом, Диего Корралесом, Рональдом Райтом, Тони Йока, а также представлял интересы Флойда Мейвезера, одного из лучших боксёров 21 века.

принс.jpg

Менеджер и промоутер находятся по разные стороны баррикад. Если менеджер стремится получить выгодный бой для своего подопечного, то промоутер жаждет организовать денежный поединок прежде всего для самого себя. Менеджер и промоутер вынуждены контактировать друг с другом. Но их интересы диаметрально противоположные.

менеджер и промоутер.png

Согласно так называемому "закону Мохаммеда Али" одно и то же лицо не может выполнять функции менеджера и промоутера. Эту преграду мастерски обошёл Эл Хэймон. "Тёмный лорд" воспользовался своим опытом работы в музыкальной отросли и стал "советником" в сфере профессионального бокса. Хэймон заключает с бойцами "эксклюзивный контракт" и получал полный доступ на право продвижения боксёра. Советник берёт 10-15 процентов от общего дохода спортсмена, что гораздо меньше стандартного "менеджерского процента". Благодаря нестандартной схеме взаимодействия с боксёрами Эл получил возможность одновременно выполнять функции промоутера и менеджера. Его случай единичный.

Промоутерская сфера активно развивается в 21 веке. Бизнес передаётся из поколения в поколения. Например, Барри Хирн передал Эдди Хирну, своему сыну, права на управление компанией Matchroom Boxing.

хирны.png

Теперь вы знаете ответы на вопросы: Кто такой промоутер в боксе? Чем промоутер отличается от менеджера? Каковы функции и обязанности боксёрского промоутера?. В мире профессионального бокса существуют сотни промоутерских компаний. Маленькие организации практически не отличаются по своей специфике от стандартных менеджеров. Они несут небольшие риски но, при этом, получают и сравнительно небольшой доход. Крупные "акулы" промоутерского бизнеса (например, Top Rank и Matchroom Boxing) возлагают на свои "плечи" все нюансы организационного процесса. Они берут на себя большие риски. Однако игра стоит свеч. Крупные компании получают колоссальную прибыль и являются более популярными в среде квалифицированных боксёров. Что касается менеджеров, то в 21 веке эта сфера перенасыщена личностями низкой квалификации. В любой области ограниченное количество настоящих мастеров своего дела. Сфера организации боксёрских боёв не является исключением из правил.